МЫТАРЬ — это

Закхей был мытарем, сборщиком податей. Мытарь же, стоя вдали1, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

За это они были всеми презираемы и нелюбимы, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом. Мытари упоминаются в библейских текстах Нового Завета в Евангелии от Луки, где описывается отношение к ним иудейского общества того времени.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии?

Сегодня мы говорим о том, кто такой мытарь. В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Для этого они нанимали особых чиновников – мытарей (как правило, из местного населения). Государство заранее определяло размеров и пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей (сборщиков податей) не любили во всех провинциях империи.

Фарисей и мытарь (Притчи 8)

Мытарь — (Лук.18:10 ) сборщик Римских податей и пошлин. Ветхий и Новый заветы. Мытарь, Сергей Козлов. Мытарь, А. Фролов. Часто это происходит с людьми при мучительных смертях, в периоды массовых убийств, войн, эпидемий. Похороненные или непохороненные, они болтаются парализованные в промежутке после смерти, привязанные к своим негативным или примитивным желаниям, накоплениям прошедшей жизни и т.п.

Смотреть что такое «МЫТАРЬ» в других словарях:

Мытари же не проходят через Бардо, в основном привязываясь к кладбищам, местам жизни и живым родственникам. В случае мытарей, колдунов, некротов, палачей, убийц и т.п. Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15:1–2). В связи с большим объемом и сложностью процедур учета и контроля за расчетом и взиманием налогов, эти чиновники нанимали себе помощников из местного населения.

В обществе мытарей воспринимали как притеснителей на службе у оккупантов и презирали. За вымогательства и предательство своего народа они считались страшными грешниками, и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского.

Последние фотографии:

Среди мытарей было расслоение, и богатые мытари могли нанимать бедных людей для сбора податей в малодоходных местах. Иудеи не позволяли мытарям даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Люди, добровольно вступавшие в контакты с мытарями, удостаивались презрения сограждан. При этом профессиональная деятельность предъявляла высокие требования к образовательному уровню мытарей.

Именно таким человеком был Матфей мытарь

До призвания Господом мытарем был апостол и евангелист Матфей. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф.9:9).

Мытари в Евангелии противопоставляются фарисеям в способности к истинному покаянию. Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом.

Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся. В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.

Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное, такое, что действительно относится ко всем временам и ситуациям.

З. Никто не благ Итак, фарисей и мытарь вошли в храм помолиться

Оказывается, быть лояльным — это провозглашать все время безгрешность власти. Тот мир, в котором мы живем, так пронизан оглушительным и грубым бахвальством, что уже сам этого больше не замечает, оно уже стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени — Пастернак — в знаменитой своей строчке: «…все тонет в фарисействе».

Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали евангельский рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос вошел в город Иерихон. И в этом городе жил человек именем Закхей. Больше того — не просто мытарем, а начальником над всеми мытарями Иерихона. И мытари, чтобы наполнить доходную казну, всеми правдами и неправдами иногда забирали у людей последнее. И, как говорит нам Священное Писание, этот человек (по-видимому, грешник, но всё же имеющий в своем сердце стремление к Богу) хотел видеть Иисуса.

Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Такое отношение к этой профессии было потому, что мытари собирали денежную подать в казну римского императора, завоевавшего и поработившего древнееврейское государство.