Эпоха возрождения

Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Возрождения. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В начале XV в. флорентинская школа — авангард гуманистического искусства Возрождения. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. В XV веке итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая назрела в искусстве треченто. В этот период сознательно и целенаправлено изучаются античное искусство, античная философия и литература.

Искусство и живопись эпохи Раннего Возрождения

Сюжеты языческие и христианские переплетаются, трансформируются, сообщая специфически сложный характер культуре Возрождения. Кватроченто (или Раннее Возрождение) стало временем экспериментальных поисков. Если в эпоху Проторенессанса художник работал, основываясь на интуиции, то время Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные научные знания.

Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира для вашего вдохновения.

Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.

Эдуар Мане «Бар в «Фоли-Бержер»» 1882

В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем.

Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.

Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» 1590

Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись. Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.

История стилей в искусстве и костюме. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.

Тициан «Любовь земная и Любовь небесная» 1515—1516

14 века декоративностью и мелочной повествовательностью. И притом Мазаччо сохраняет огромную нравственную силу образов, которая пленяет в искусстве Джотто. В XV в. итальянское Возрождение вступает в период кватроченто, когда основные принципы «нового стиля» становятся господствующими. Раннее Возрождение характеризуется возникновением и подъемом различных территориальных художественных школ, их активным взаимодействием и борьбой.

Дух раннего Возрождения проявился также в интересе к античности, к ее идеям и образам, к сюжетам языческой мифологии, обращение к которой в Средние века было запрещено. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат». Хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене. Хранится в Институте искусства Курто в Лондоне. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1486

Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. Однако влияние античности наслаивается на многовековые и прочные традиции Средневековья, на христианское искусство. В XV в. появился целый ряд научных трактатов об искусстве. Им была разработана теория линейной перспективы, правдивого изображения глубины пространства в картине.

В зданиях этого периода на первый план выступает ощущение гармонии. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал предшественником многочисленных купольных храмов в Италии и других странах Европы.

Одним из главных достижений итальянской архитектуры XV в. стало создание нового типа городских дворцов, послужившего образцом для общественных зданий более позднего времени. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментаторским решениям, новаторски используя античное художественное наследие.

Третий том «Всеобщей истории искусств» целиком посвящён искусству эпохи Возрождения. Творчество Донателло (ок. 1386—1466), впитавшее демократические традиции культуры Флоренции XIV в., представляет собой одну из вершин развития искусства Раннего Возрождения. В основе искусства Боттичелли в отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения лежало личное переживание.